Роль медицинской сестры в проведении школы больных с протезами клапанов сердца

Назад к программе

Николенко Н. В., Сахарова О. И., Сердюкова Е. А., Сайфутдинова Н. Г., Андреева В. В., Туманова С. А., Кудрявцева Н. Г., Горбунова Е. В.

ФГБУ НИИ КПССЗ СО РАМН;

Одной из функциональных обязанностей медицинской сестры в проведении обучающей программы для пациентов является телефонный мониторинг, направленный на закрепление полученных знаний в процессе обучения. ЦЕЛЬ – оценить эффективность участия медицинской сестры в проведении обучающей программы для пациентов с протезами клапанов сердца. МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ. Обследовано 345 пациентов с искусственными клапанами сердца, прошедших обучение в школе больных с протезами клапанов сердца, основанной на принципе единого цикла обучения – преемственности стационарного и амбулаторного этапов ведения больных. Сформированы две группы больных, не имеющих статистически значимых различий по возрасту, полу, основному заболеванию, ставшему причиной порока сердца, клиническим проявлениям сердечной недостаточности. Однако, только в первой группе больных (n=285) проводился телефонный мониторинг после выписки из кардиохирургического отделения. Телефонный мониторинг осуществлялся медицинской сестрой, принимающей участие в проведение обучающей программы, с периодичностью один раз в две недели. Включал интерактивное общение между медицинской сестрой и пациентом или его родственниками. Пациентам задавались вопросы о частоте контроля и достижении целевого значения МНО, соответствии фактической терапевтической дозы варфарина c рассчитанной по результатам фармакогенетического тестирования чувствительности к варфарину, которое проводится в нашем центре на этапе подготовки к хирургическому лечению. При проведении телефонного мониторинга пациентам давались рекомендации по коррекции дозы варфарина с учетом «Правила одной четверти», которому пациенты обучаются при прохождении школы. Уделялось внимание вопросам профилактики протезного эндокардита, физической и психологической реабилитации. Обследуемым проводилось анкетирование исходно – до телефонного мониторинга и по окончанию школы через 6 месяцев динамического наблюдения. Приверженность к лечению оценивалась по методике С.В. Давыдова, качество жизни – по опроснику SF-36. РЕЗУЛЬТАТЫ. Исходно группы сравнения достоверно не различались, характеризовались слабоположительным комплайнсом и низкими показателями физического и психологического здоровья. После проведения телефонного мониторинга приверженность к лечению в первой группе оказалась выше на 26%, чем во второй (p=0,012). В первой группе, где применялся телефонный мониторинг, регистрировались выше на 45% (p=0,001) значения психологического и на 13% (p=0,058) физического компонентов здоровья. ВЫВОДЫ: Проведение телефонного мониторинга в виде интерактивного общения медицинской сестры и пациента способствовало повышению приверженности к лечению и улучшению качества жизни больных с протезами клапанов сердца.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.