Причины и результаты хирургического лечения субаортальной обструкции, развившейся после выполнения радикальной коррекции врожденных пороков сердца

Назад к программе

Ковалев Д. В., Подзолков В. П., Чиаурели М. Р., Данилов Т. Ю., Минаев А. В., Чуева Е. П., Астраханцева Т. О., Матаева Т. В.

ФГБНУ НЦССХ им. А.Н. Бакулева;

Цель исследования – представить причины и непосредственные результаты хирургического лечения субаортальной обструкции, развившейся после выполнения радикальной коррекции ВПС.

Материалы и методы: С 1999 по 2015 г. в отделении ВПС был оперирован 51 больной, у которых развилась субаортальная обструкция после ранее выполненной радикальной коррекции ВПС. Все пациенты были условно разделены на три группы: конотрункальные пороки (ТМС, ДОС от ПЖ, ТФ) - 17 (33%) больных, открытый атриовентрикулярный канал - 16 (31%) и «простые» пороки (ДМЖП, коарктация аорты, ДМПП) - 18 (36%). Возраст оперированных больных на момент РК составил от 3 мес. до 15 лет (в ср. 2,8±2,6), на момент реоперации – 3,5-45 лет (в ср.10,4±6,2). Интервал между РК и повторным вмешательством колебался от 3 до 36 лет (в ср. 7,4±3,13). Градиент систолического давления между ЛЖ и аортой до операцией составил 55-116 мм рт.ст. (в ср. 82,2±38,3). В 30 случаях было выполнено иссечение подаортальной мембраны в сочетании с миоэктомией по Morrow, в 12 – изолированная мембранэктомия, в 2 – изолированная миоэктомия. Особенностями устранения подаортального стеноза в 1 и 2-ой группах были: в 1 гр. у 2 больных – расширение рестриктивного ДМЖП и резекция конусной перегородки, в 1 случае – операция Konno; во 2 гр. - в 4 случаях выполнялось протезирование митрального клапана (в 3 случаях дополненное мембранэктомией, миэктомией по Morrow или их комбинацией).

Результаты: Госпитальная летальность составила 3,9% (2 случая). Послеоперационный период протекал без осложнений, в 1 (1,9%) случае имплантирован ЭКС. Диаметр ВОЛЖ до вмешательства составлял в среднем 11,1±3,7 мм (6-18), после - 17,2±3,5 мм (12-25 мм). ГСД между ЛЖ и аортой после операции в среднем составил 19,6±8,8 (2-45) мм.рт.ст. Субстратом субаортальной обструкции явился фиброзно–мышечный стеноз у 43 больных (84,3%), также в 1 гр. субстратом явилась гипертрофия конусной перегородки у 1 (1,9%) больного, гипертрофия межжелудочковой перегородки у 1 (1,9%), деформация туннеля из ЛЖ в аорту - у 1 (1,9%) и так же у 1 (1,9%) больного был отмечен стеноз тоннельного типа в сочетании с «узким» фиброзным кольцом аортального клапана. Во 2 гр. особенностями субстрата было аномальное крепление хорд передней створки МК в сочетании с фиброзно-мышечным стенозом у 3 (5,8%) больных, аномальное крепление хорд в сочетании с выраженной гипертрофией межжелудочковой перегородки у 1 (1,9%) больного. Возможной предпосылкой развития подаортального стеноза является изменение анатомии ВОЛЖ, харак-терная для ряда пороков, в результате чего в ВОЛЖ может возникать турбулентный поток крови, длительное воздействие которого может приводить к развитию подаортального фиброзно-мышечного стеноза.

Заключение: В большинстве случаев обструкция ВОЛЖ обусловлена сочета-нием мембраны и фиброзно-мышечного стеноза. Повторное вмешательство по устранению субаортального стеноза является эффективной процедурой и сопровождается хорошими непосредственными результатами.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.