Принципы психологической реабилитации детей с врожденными пороками сердца и их семей

Назад к программе

Киселева М. Г., Бокерия Л. А., Крупянко С. М.

ФГБНУ НЦССХ им. А.Н. Бакулева;

Цель исследования:
определение основных принципов психологической реабилитации детей с ВПС и их родителей в период хирургического лечения.

Материал и методы.
В исследование включено 60 детей c ВПС в возрасте от 0 до 12 лет и их родителей, проходивших кардиохирургическое лечение в отделениях ВПС и ОЭХН НЦССХ им. Бакулева в 2013-2014 году. Изучение эмоционального статуса детей возраста от 3-х до 12 лет происходило через определение уровня тревожности (Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В.Амен) уровня эмоционального комфорта (по шкале самооценки Дембо-Рубинштейн), диагностики страхов (Страхи в домиках М.А. Панфилова), проективной методики «Несуществующее животное»; в возрасте от 0 до 3-х лет по перечню жалоб родителей на поведение и самочувствие ребенка. Изучение эмоционального статуса родителей происходило через определение уровня депрессии и тревоги (Госпитальная шкала уровня тревоги и депрессии), уровня эмоционального комфорта (по шкале самооценки Дембо-Рубинштейн). Сравнивались результаты полученные до реабилитационных мероприятий и после.

Результаты.
По результатам исследования у 36,66% родителей детей с ВПС были обнаружены симптомы депрессии, у 63,33% был значительно повышен уровень тревоги, а у 45% снижен уровень субъективной оценки эмоционального комфорта. Была обнаружена достоверная связь между наличием депрессивной симптоматики, низкой субъективной оценкой эмоционального комфорта у родителей и большим количеством страхов у детей с ВПС, а также большим количеством жалоб родителей на поведение ребенка (р<0,01). Дети с ВПС в период хирургического лечения имели статистически значимо большее количество страхов, были более тревожны и оценивали свое эмоциональное состояние достоверно ниже, чем дети из здоровой выборки. Среднее количество жалоб родителей на поведение и самочувствие детей составило 4,2. После реабилитационных мероприятий с детьми и их родителями методами арт-терапии их эмоциональный статус улучшался, количество жалоб на поведение со стороны родителей сокращался.

Выводы.
Эмоциональный статус детей с ВПС в период кардиохирургического лечения тесно связан с эмоциональным статусом их родителей. Методы арт-терапии эффективны в коррекции эмоционального статуса детей с ВПС в период хирургического лечения. Основными принципами психологической реабилитации детей с ВПС в период кардиохирургического лечения являются:
1. учет физического состояния ребенка;
2. индивидуальный подбор психотерапевтических коррекционных методик для каждого ребенка, при ведущей роли методов арт-терапии;
3. комплексный подход, включающий коррекцию эмоциональной, когнитивной сфер, а также поведения ребенка;
4. включение всех ухаживающих за ребенком лиц в процесс реабилитации;
5. учет возрастных особенностей пациентов;
6. раннее начало реабилитационных мероприятий.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.