О духовной и физической сущностях сердца в христианстве

Назад к программе

Глоба А. А.1, Глянцев С. П.2

1Городницкий Свято-Георгиевский монастырь, Городница, Украина; 2ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России (Москва, Россия);

В медицине сердце обычно рассматривают как физический орган, но в христианстве за ним закреплена, прежде всего, духовно-душевная функция. Цель исследования – выявить христианскую сущность сердца для понимания его роли в духовной и физической жизни человека. Источником стала Библия в русском Синодальном переводе и православной редакции, в которой слово «сердце» упомянуто 1070 раз. Для анализа использованы исторические и богословские методики, так как в христианском понимании Библию изучают, следуя ее толкованию святыми отцами, наделенными духовными и научно-исследовательскими компетенциями своего времени. Отметим что, поскольку, согласно Библии, сердце есть у Бога, то и у человека оно есть потому, что Бог создал нас по образу и подобию Своему. Из чего состоит и в каком месте находится сердце, можно ли его увидеть или потрогать – сведений об этом в Библии нет. Но в ней указано, что сердце является основным органом тела человека и связано с его духовной, душевной и физической жизнью. В Библейском понимании сердце служит органом познания Бога, в нем скрываются желания и зарождаются намерения, оно влияет на волю человека и является органом чувств. Хотя сердце в Библии и упоминается, как правило, в связи с духовно-нравственной деятельностью человека, одновременно оно может быть здоровым, переживающим, горячим, «плотяным» в противовес больному, равнодушному, холодному, «каменному» сердцу, а происходящие в нем духовные процессы можно объяснить по аналогии с его физиологическими функциями. Поскольку сердце является основой нашего духовного и физического бытия, Библия придает большое значение сохранению сердца в духовной чистоте и физическом здоровье. Священное Писание учит, что величайшая проблема человека находится не снаружи, а внутри его: как в миру сердечные заболевания занимают первое место в структуре заболеваемости и летальности, так и в христианстве сердце страдает первым среди других органов. Для того чтобы человек был спасен духовно и физически, мало усилий кардиолога или кардиохирурга. Даже если сердце восстановлено анатомически, пролечено лекарствами, прооперировано или заменено на новое, после вмешательства оно должно измениться в духовном смысле, сделаться более совершенным. При этом, давая человеку здоровое, «плотяное» сердце, Бог подвергает его испытаниям и наполняет новыми идеями, мудростью, желаниями. Поэтому сердце, с одной стороны, указывает нам путь к Богу и является проводником Божьей благодати, а с другой стороны, органом преображения и совершенствования человека. Таким образом, сердце в религиозном понимании рассматривается и как духовно-душевный, и как физический орган. Эти особенности сердца в христианстве следует помнить как при лечении сердечных больных лекарствами, так и во время проведении инвазивных диагностических и лечебных внутрисердечных процедур (операций), а также при трансплантации сердца, учитывая многообразие его функций в теле здорового и больного человека, равно донора и реципиента.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.