Психологические особенности протекания послеоперационного периода у детей дошкольного возраста с ВПС

Назад к программе

Киселева М. Г.

НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева;

Цель исследования - определение психологических особенностей протекания послеоперационного периода у детей дошкольного возраста с ВПС. Материал и методы. В исследование включено 80 детей (40% девочки) c ВПС в возрасте от 3-х до 6-ти лет, перенесших кардиохирургическую операцию, проходивших медико-психологическую реабилитацию в Реабилитационном центре для детей с пороками сердца НМИЦ ССХ им. Бакулева в 2016-2018 годах. Оценка психологических особенностей протекания послеоперационного периода у детей осуществлялась через клиническую беседу с ухаживающим лицом (мать) с использованием опросника «жалоб на поведение и психическое функционирование ребенка». Эмоциональный статус детей оценивался с помощью Теста детской тревожности Р. Тэмпл, М. Дорки; Методики «Страхи в домиках» (М.А. Панфилова), проективных рисуночных тестов (Рисунок семьи, Рисунок человека, Рисунок кактуса). Также оценивалась общая осведомленность, развитие речи ребенка. Результаты. Для 80 % детей дошкольного возраста с ВПС в послеоперационном периоде характерна повышенная тревожность (ИТ > 50%) за счет ситуаций ребенок-взрослый, нейтральных ситуаций, повышенное количество страхов (более 15) за счет преобладания возрастных, сепарационных страхов, страха смерти, страха лечебного процесса, страха катастроф. Самым неприятным моментом в лечении дети описывали момент разлучения с матерью, пребывание в реанимационном отделении (жажда, трубки во рту, свет в ночное время, отсутствие матери, непонимание происходящего). Основными проблемами поведения и психического функционирования стали: повышение тревожности (100% детей) за счет появления и усиления страха «белых халатов», незнакомых лиц, резких звуков; усугубления возрастных страхов; страха потерять мать, страха катастроф; демонстрация ненадежной привязанности (тревожная привязанность 80%; отвергающая привязанность – 10%; амбивалентная привязанность – 5%); проблемы со сном (тревожный сон – 70%; ночные кошмары - 10%; нежелание спать одному – 15%); регресс в психическом развитии - 65%; проблемы с туалетом -15% (возвращение к памперсам 12%, нежелание ходить в туалет 2,5%; ночное недержание мочи – 8%); пищевые расстройства (снижение аппетита 80%); проблемы детско-родительского взаимодействие (обида, злость на мать – 35%; непонимание матерью мотивов поведения ребенка – 75%). Основными методами психореабилитационных мероприятий были: информирование матери о психологических особенностях течения послеоперационного периода; рассказывание историй, сказок; методы арт-терапии; методы игровой терапии, занятия в сенсорной комнате, направленные на проработку травматического опыта. Выводы. Полученные данные подтверждают необходимость включения психологической реабилитации детей дошкольного в период хирургической коррекции ВПС в общий лечебно-реабилитационный процесс.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.