Количественный анализ морфологии митрального клапана при функциональной митральной регургитации вторичной к фибрилляции предсердий с использованием четырехмерной эхокардиографии.

Назад к программе

Мироненко М. Ю., Бокерия О. Л., Бокерия Л. А., Климчук И. Я., Фатулаев З. Ф., Шварц В. А., Измайлова М. А., Шатский М. А.

ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России;

Введение: Фибрилляция предсердий (ФП) может привести к функциональной митральной регургитации (МР), но механизм возникновения регургитации остается спорным. На данный момент немного данных о взаимосвязи между трехмерной морфологией и выраженностью МР. Цель: выявить отличительные особенности функциональной МР при ФП, как при персистирующей, так и при пароксизмальной форме. Материалы и методы: Трехмерная чреспищеводная эхокардиография (3D-ЧПЭХОКГ) в режиме реального времени (4D) была выполнена 40 пациентам с ФП и 20-и пациентам без ФП в качестве контроля. При помощи трехмерного моделирования геометрии митрального клапана были получены результаты о подробном анатомическом строении. Мы провели ретроспективный анализ пациентов с ФП, которым в тот же день была выполнена трансторакальная эхокардиография по клиническим показаниям. Исследуемые популяция состояла из пациентов с лекарственно-рефрактерной ФП, в том числе персистирующей или пароксизмальной формой ФП, все они соответствовали показаниям к хирургическому лечению согласно рекомендациям. Мы выполнили 3D-ЧПЭХОКГ для исключения тромбов левого предсердия и получения 3D изображения МК. Результаты: Мы разделили пациентов на 2 группы по степени тяжести МР (МР+ и МР - группы). В группу МР+ были включены 25 пациентов со средней и тяжелой степенью МР в соответствии со стандартом, в то время как в группу МР были включены другие пациенты без или имели легкую МР. 20 пациентов без ФП и МР были включены в контрольную группу. Пациенты группы МР+, по сравнению с пациентами в МР - группе, имели более длительный анамнез ФП 48(34;60) против 33(16;41) месяцев, p<0,01. Объем левого предсердия (ЛП) прямо коррелирует с размером фиброзного кольца МК (R=0,74); причем передне-задний диаметр (R=0,62), межкомиссуральный диаметр (R=0,71) и тяжестью МР (R=0,5). В группе МР+ пациенты имели увеличенный объем ЛП по сравнению с пациентами в МР- и контрольной группе (МР+ 116 (121;127) мл против МР – 99(80;110) мл, Р < 0,01; обеих групп Р < 0,01 против контроля 57 (50;65) мл). Эффективная площадь отверстия регургитации (ERO) группы МР+ также была больше, чем у группы МР- (0,4 ± 0,14 см2 против 0,21 ± 0,06 см2, Р < 0,01). Среднее значение индекса высоты фиброзного кольца (AHCWR) пациентов МР+ группы значительно ниже, чем у пациентов в МР - группы (МР+ 15 ± 5% по сравнению с МР - 17 ± 3%, Р < 0,05; обеих групп Р < 0,05 против контроля 18.6 ± 4.8%). Выводы: Длительная ФП, включая пароксизмальную ФП вызывает функциональную МР. Функциональную МР отличают следующие параметры: дилатация предсердий, морфологические изменений митрального аппарата: дилатации ФК; уплощение ФК. Наши результаты показывают, что у некоторых пациентов с ФП развивается МР средней и тяжелой степени.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.