Эволюция изображения внешней и внутренней анатомии человеческого тела в искусстве и медицине: от древности до наших дней

Назад к программе

Фетисова А. А.1, Глянцев С. П.2

1ЧОУ гимназия МЭШ(Москва, Росиия); 2НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева, Минздрава России (Москва, Россия);

На протяжении тысячелетий тело человека (внешняя и внутренняя анатомия) в искусстве и медицине изображали по-разному. От плоскостных изображений переходили к объемным, затем – снова к плоскостным и вновь – к объемным. Тело то обнажали, то драпировали. Однако причины и механизмы этой эволюции не всегда понятны. Цель исследования: Проанализировать эволюцию изображений внешней и внутренней анатомии тела человека (живопись, скульптура, медицина) с древности до наших дней, выявить факторы, которые влияли на её изменения и основные направления развития. Материалы и методы: Изображения тела человека и его внутренностей на фресках, в книгах, альбомах, музеях, в Интернете за 5000 лет цивилизации. Анализ проведен историческим, художественным и сравнительными методами. Результаты: Изображение человеческого тела на протяжении веков претерпело значительные изменения. Так, в Древнем Египте бытовали как плоскостные (фрески), так и объемные (скульптуры) изображения тела человека. Однако их пропорции не были физиологичными. В эпоху Древней Греции и Рима живопись осталась условной, но скульптора достигла высокой степени достоверности. С развитием христианства внешняя анатомия тела вновь стала плоскостной, а скульптура – условной. Эпоха Возрождения привела художников в прозекторскую, в живопись пришли объем и перспектива, а в скульптуру – внешняя анатомия времен античности. Однако анатомию внутренностей до 15 в. практически не изображали (Гален). В 16 в. началось создание анатомии как науки для врачей общей практики (Везалий) и хирургов (Паре). Но вскоре под влиянием религиозных взглядов изображения внешней анатомии вновь становятся целомудренными в отличие от анатомии внутренней, которая стала развиваться по своим законам. В 20 в. постклассическое искусство внесло в изображение тела дисгармонию (кубизм, супрематизм и др.). Возник выраженный диссонанс анатомических изображений в искусстве и медицине. Последняя все больше углублялась внутрь тела, развились гистология, гистохимия, микроморфометрия. Художники разделились на реалистов и модернистов со своими правилами изображения тела, а скульпторы перестали лепить обнаженное тело. В конце 20 в. анатомия как наука достигла максимальной достоверности (пластификаты) и минимизации (электронная микроскопия, молекулярная биология). Но в искусстве до сих пор продолжаются поиски средств изображения тела, во многом воспроизводящие (на новом техническом уровне) старые открытия. Выводы: На протяжении тысячелетий изображения внешней и внутренней анатомии тела человека в искусстве и медицине претерпели значительные изменения. На это повлияли различные факторы, в основном, религиозные табу, стремление к правдивости и выразительности искусства, а также идеология (соцреализм), политика, экономика и др. При этом если анатомия в искусстве развивалась по спирали, то изображение тела в медицине прошло путь от макроанатомии к ультрамикроанатомии, помогая врачам решать диагностические и лечебные задачи на различном структурном уровне.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.