Основные мишени психологической реабилитации детей с врожденным пороком сердца младшего школьного возраста в период хирургического лечения

Назад к программе

Киселева М. Г., Бокерия Л. А., Крупянко С. М.

НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева;

Цель исследования – определение основных мишеней психологической реабилитации детей с врожденным пороком сердца младшего школьного возраста в период хирургического лечения. Материалы и методы. В исследование включено 56 диад: дети с врожденным пороком сердца младшего школьного возраста (средний возраст пациентов 7,85±1,13 лет, 26,8% девочки), проходившие хирургическое лечение в отделение Врожденных пороков сердца (ВПС) НЦ ССХ им. Бакулева в 2015-1016 гг., а также их матери. Изучение эмоционального состояния матерей проходило через определение уровня депрессивной симптоматики по Шкале депрессии Центра эпидемиологических исследований, уровня ситуативной тревоги по Шкала самооценки уровня реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина. Изучение эмоционального состояния детей с ВПС младшего школьного возраста в период хирургического лечения проходило через измерение уровня тревоги по методике Тест тревожности (Р.Тэммпл, А.Амен., М.Дорки); проективной методике «Несуществующее животное». Так же исследовались когнитивные функции детей. Результаты. В результате исследования было выявлено, что 16,7% матерей имели повышенный уровень депрессивной симптоматики. Повышенный уровень ситуативной тревоги имели 83,3% матерей, а 16,7% матерей имели высокий уровень ситуативной тревоги. Повышенный уровень тревоги имели 42,9% детей с ВПС в период хирургического лечения, а 28,6% детей имели высокий уровень тревоги. Анализ данных, полученных в результате исследования когнитивных функций показал, что 33,3 % детей с ВПС в период хирургического лечения имели низкий уровень развития краткосрочной слуховой памяти (методика «10 слов»), при этом проявлялось неустойчивость внимания, утомляемость, называние лишних слов; 52,9% детей имели низкий уровень развития словесно-логического мышления; 35,7% детей имели низкий уровень развития наглядно-образного мышления, 83,3% детей имели низкий уровень развития связной речи. Корреляционный анализ (коэффициент корреляции Спирмена) связи эмоционального состояния матери и уровня тревоги и развития когнитивных функций у детей с ВПС в период хирургического лечения выявил следующие статистически значимые положительные корреляции: между уровнем ситуативной тревоги матери и уровнем тревоги у ее ребенка (R=0,567,p=0,000); уровнем развития речи (R=0,698,p=0,000); словесно-логического мышления (R=0,949,p=0,000); между уровнем депрессии матери и уровнем развития воображения у ее ребенка (R=0,393, p=0,003). Выводы. Основными мишенями психологической реабилитации детей младшего школьного возраста с ВПС, проходящих хирургическое лечение являются: эмоциональное состояние их матери, эмоциональное состояние ребенка, развитие следующих когнитивных функций ребенка: памяти, мышления, речи.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.