Определение миокардиального резерва и его прогностические возможности у пациентов с пороками сердца по данным стресс эхокардиографии и стресс speckle tracking

Назад к программе

Аверина И. И., Бокерия Л. А., Бокерия О. Л., Мироненко М. Ю., Кислицина О. Н.

ФГБНУ НЦССХ им А Н Бакулева;

Цель:
определить динамику и оценить прогностические возможности миокардиального резерва (МР) левого желудочка (ЛЖ) у больных с аортальными и митральными пороками в покое и во время стресс теста по данным эхокардиографии и speckle tracking (ST) до и после хирургической коррекции.

Материалы и методы:
Обследовано 32 пациента с аортальными и митральными пороками (19 мужчин и 11 женщин) в возрасте от 25 до 55 лет. Стресс-эхокардиография с методом ST проводилась всем больным до операции, через 10 – 14 дней и 6 – 12 месяцев после операции. Пациенты распределены на 4 группы: с аортальным стенозом (АС) - 9 пациентов, с аортальной недостаточностью (АН) - 8 больных, с митральным стенозом (МС) - 6 пациентов, митральной недостаточностью (МН) – 9 больных. Контрольную группу составили 5 здоровых лиц. Стресс эхокардиография и стресс ST проводились с добутамином по стандартному протоколу. В качестве конечных точек, отражающих неблагоприятный прогноз выбраны нарушения ритма сердца, ФВ < 45%, прогрессирование сердечной недостаточности, увеличение натрий-уретического пептида, повторная госпитализация. Средние значения показателей сопоставлялись по критерию Стьюдента (t) для независимых выборок, суммы рангов – по критерию Манна-Уитни (MU). Проводился корреляционный анализ показателей с отбором регрессоров, для предсказания численного значения прогнозируемой величины после операции по набору значений регрессоров до операции использовался метод множественной регрессии.

Результаты:
Конечный диастолический объём (КДО) во всех группах значимо уменьшался во время стресс теста до операции и через 6 - 12 месяцев. ФВ незначительно увеличивалась на нагрузку во всех группах исходно (АН – 6,2%, АС – 14%, МС – 5%, МН – 7%, здоровые – 12,5%), через год прирост ФВ на нагрузку достигал нормы во всех группах. Глобальный продольный стрэйн (GLSt) увеличивался во время пробы с нагрузкой до операции незначительно на 2% у больных с АН, на 16 % у пациентов с АС, у больных с МН выявлено снижение GLSt на 6%, у больных с МС этот показатель не изменился. В отдалённом периоде после операции происходило значимое увеличение прироста GLSt у пациентов с АН на 34%, у больных с МС на 30%, у больных с МН отмечен минимальный прирост GLSt на 18%, у пациентов с АС GLSt значимо не менялся. Отсутствие МР по данным GLSt до операции явилось независимым предиктором сердечно-сосудистых осложнений (HR = 2.27, 95% CI: 1.05–4.76, P = 0.037). Фракция выброса ЛЖ <45% в послеоперационном периоде может быть предсказана по увеличенному индексированному систолическому объёму ИКСО> 25 мл/м2 во время нагрузочного теста.

Выводы:
По данным стресс эхокардиографии с методом ST исходно во всех группах выявлена дисфункция ЛЖ. У больных с МН отмечено сохранение дисфункции ЛЖ даже в отдалённом периоде после операции. Отсутствие МР до операции по данным КСО, УО, ФВ, GLS являлось предиктором неблагоприятного прогноза в послеоперационном периоде.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.