ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЛЕЧЕНИЯ

Назад к программе

Афонина М. С., Бирюкова Е. Г., Варфоломеева Е. Ю., Лазуренко С. Б.

ФГБНУ НЦЗД;

Актуальность Значительное количество пациентов дошкольного возраста, отсутствие достаточного объема знаний в области детской психологии, с одной стороны, и влияние качества общения специалиста с пациентом на процесс его лечения и выздоровления, с другой, определяют актуальность поиска эффективных форм взаимодействия медицинской сестры с детьми. Цель Целью исследования стало выявление основных параметров, оптимизирующих это взаимодействие. Методы Анализ медицинской документации, структурированное наблюдение, клиническая беседа, анкетирование родителей и медицинских сестер были использованы при обследовании 86 детей 3-6 лет (47 мальчиков/39 девочек), находившихся на лечении в отделениях клиники ФГБНУ НЦЗД. Статистическая обработка производилась с помощью контент-анализа данных. Результаты Согласно психологическому состоянию и поведению детей и их родителей во время проведения медицинских процедур все они были объединены в 2 группы: 21/24,4% с настороженным отношением к медицинским манипуляциям, поведением с соблюдением социальных норм; 65/75,6% с различной степенью негативного отношения к медицинским процедурам, склонностью к нарушению социальных норм. Дети из первой группы и их родители находились в относительно стабильном эмоциональном состоянии, с пониманием относились к процессу лечения. Семьи имели положительный опыт предыдущего посещения медицинских учреждений. Медицинским сестрам в процессе лечения было легче гибко выстраивать взаимодействие, управлять поведением. 9/10,4% детей посещали безболезненные/привычные им медицинские процедуры, а 12/13,9% детей - болезненные, что влияло на степень настороженности по отношению к лечению, но не препятствовало его успешному проведению. Степень трудностей в организации взаимодействия с детьми второй группы определялась нестабильным эмоциональным состоянием родителей, их пассивной/негативной позицией по отношению к процессу лечения и/или личности специалиста, наличием предыдущего негативного опыта взаимодействия с медицинским персоналом. Все это (особенно в совокупности с проведением болезненной медицинской процедуры) затрудняло установление контакта медицинской сестры с ребенком, влияло на успешность осуществления манипуляций. Выводы Поведение родителей и детей во время медицинских процедур определяется их эмоциональным состоянием, отношением к лечению, умением вести себя с учетом социальных норм, а также особенностями опыта, полученного в результате предыдущих контактов с медицинским персоналом. Знание этого опыта, умение быстро оценить эмоциональное состояние ребенка и родителя, гибко выстроить свое поведение с учетом этих знаний позволит медицинской сестре снизить психологический дискомфорт семьи при выполнении медицинских процедур и провести их максимально успешно. Все это оказывает непосредственное воздействие на отношение семьи к качеству оказываемой медицинской помощи, способствует улучшению имиджа как отдельного медицинского учреждения, так и всей системы здравоохранения в целом.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.