Мотивационные технологии при обучении пациентов с ИБС, подвергшихся коронарному шунтированию

Назад к программе

Шабанова М. В., Кужелева Е. А., Борель К. Н., Округин С. А., Гарганеева А. А.

ФГБУ НИИ кардиологии СО РАМН;

В литературе много внимания уделяется образовательному компоненту реабилитационной системы, а именно школам здоровья для больных ИБС, перенесших коронарное шунтирование (КШ). Однако не все школы здоровья дают положительный эффект, чем объясняется актуальность разработки новых обучающих программ. Цель. Оценить эффективность обучающей информационно-мотивационной технологии у пациентов с ИБС, подвергшихся КШ, в раннем реабилитационном периоде. Методы. В исследование включено 65 пациентов с ИБС, из них 36 мужчин и 29 женщин в возрасте 38 - 78 лет, ожидающих операцию КШ. Инфаркт миокарда перенесли 48%, у большинства был многососудистый атеросклероз коронарных артерий. Пациенты были разделены на 2, сопоставимые по основным клинико-демографическим характеристикам, группы. Протокол исследования был одобрен местным Этическим комитетом и все участники подписали добровольное информированное согласие на участие в нем. Пациенты 1 группы (n = 37) готовились к предстоящему хирургическому вмешательству традиционным способом, включающим обучение в стандартной школе здоровья для больных ИБС. Пациенты экспериментальной группы (n = 28) проходили ту же подготовку, что и контрольная группа, но обучение у них проводилось с использованием опытной информационно-мотивационной технологии. Обучающий (фасилитатор) вел занятия с использованием техники мотивационного диалога, включающего эпматический стиль подачи информации. Беседа велась в спокойной, побуждающей к рассуждению со стороны пациента манере. Фасилитатор задействовал инициативное слушание, стремился побудить пациентов к самоконтролю, самореализации, самоизменению. Результаты. Хирургическая реваскуляризация миокарда была осуществлена по обычной методике: маммарокоронарное шунтирование передней нисходящей артерии и аортокоронарное аутовенозное /аутоартериальное шунтирование. На 3 сутки после операции улучшение клинического состояния было у всех пациентов: ангинозные боли не рецидивировали, короткодействующие нитраты не требовались, что осталось неизменным и к 14 суткам послеоперационного периода. Тогда же всем пациентам были проведены тест шестиминутной ходьбы и велоэргометрия, уровень которых достоверно не отличался в группах: 60 (47-70) Вт в контрольной группе против 67,5 (60-75) Вт экспериментальной группы, р = 0,11.Тест шестиминутной ходьбы в 1 группе 355 (300-420) м против 375 (328,8-400,5) м 2 группы, р = 1. Показатели тревоги и депрессии (по шкале тревоги и депрессии HADS) были значительно лучше в группе пациентов, обученных по информационно-мотивационной методике: 3,5 (3-5) баллов против 7 (4-8) баллов, р = 0,001 и 10 (8-12) против 3,5 (2-6,25), р = 0,001 соответственно. Выводы. Обучающие информационно-мотивационные технологии у больных ИБС, прошедших КШ, положительно влияют на показатели психо-эмоционального статуса в раннем реабилитационном периоде.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.