Школа для родителей как компонент комплексной реабилитации после хирургического лечения детей с врожденными пороками сердца

Назад к программе

Крупянко С.М., Бокерия Л.А., Милиевская Е.Б., Адкин Д.В.

ФГБУ «НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» РАМН;

С января 2010 года в НЦ ССХ им. А.Н. Бакулева РАМН работает школа для родителей детей с врожденными пороками сердца. К основным задачам школы относятся: повышение знаний семей о ВПС, обучение навыкам ухода за ребенком после операции, психологическая поддержка в период эмоционального стресса, связанного с заболеванием и оперативным вмешательством. За прошедшие три года в школе прошли обучение родители 967 пациентов с ВПС первого года жизни.

Цель исследования:
на основании данных анкетирования семей оценить эффективность обучения в кардиохирургическом стационаре родителей детей с ВПС после операции.

Материалы и методы:
В опросе приняли участие 483 семьи. На момент опроса сроки прошедшие после операции составили в среднем 2 года 4 месяца. Респонденты разделены на две группы- группа родителей 258 пациентов (53,4%), прошедшие обучение в школе ВПС, и группа (n=225; 46,6%) семей, получивших рекомендации при выписке в традиционной форме. Родителям ВПС из обеих групп предложено заполнить единую анкету о проблемах, возникших в раннем послеоперационном периоде.

Результаты:
Согласно полученным ответам, удовлетворенность родителей полнотой рекомендаций, полученных от медицинских специалистов при выписке из кардиохирургического стационара, в первой группе респондентов составила 93,8% (n=242), против 83,1 % (n=187) - во второй группе. Профессиональную консультацию психолога после выписки получили, либо хотели получить 34 семьи, прошедшие обучение в школе ВПС (13,2%), во второй группе – 49 респондентов (21,8%). Необходимо отметить, что большинство родителей (n=188; 72,9%), прошедших обучение в школе, продолжали пользоваться после выписки памятками и иными информационно-образовательными материалами по проблематике врожденных пороков сердца у детей. От группы респондентов, не прошедших обучение в школе ВПС, получены вопросы, обращенные к медицинским специалистам, связанные с уходом за детьми после операции. Родители отметили высокую необходимость психологической поддержки на госпитальном этапе.

Заключение.
Результаты трехлетнего опыта работы школы для родителей пациентов после хирургического лечения ВПС, демонстрируют ее эффективность на раннем этапе реабилитации таких больных. Информационная поддержка семей в школе, перед выпиской из кардиохирургического стационара позволяет сориентировать родителей на последующие реабилитационные мероприятия, связанные с посещениями медицинских специалистов, адекватными физическими нагрузками, ведением здорового образа жизни. На наш взгляд, перспективным можно считать тиражирование опыта школы ВПС в региональных клиниках, а также создание видеокурса для пациентов с ВПС и их родственников на сайте кардиохирургического стационара.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.