Романовский Г. Б.
ФБГОУ ВПО Пензенский государственный университет;
Телемедицина обозначена как одно из направлений развития современных инновационных технологий. Именно на это указывают следующие программные документы: Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 294, Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденные 14 мая 2015 г. Несмотря на активное внедрение трансляционной медицины в деятельность медицинских организаций, правовое регулирование по этому вопросу заметно отстает. Если обращаться к зарубежному опыту, то наиболее показательно законодательство США, которое имеет апробацию с начала 90-х годов прошлого столетия. Там приняты законы о телемедицине практически в каждом штате, что обусловлено особенностями правовой системы государства. Однако закон каждого штата решает следующие задачи: представляет общее понятие телемедицины; закрепляет технические требования к оказанию услуги в рамках телемедицины (как к медицинской организации, так и оператору связи); устанавливает курирующий орган, который несет ответственность за развитие телемедицины, распределение грантовой помощи, сбор и обработку получаемой информации; предусматривает права и обязанности субъектов, вовлеченных в систему оказания данного вида медицинской помощи. При всей актуальности проблемы, отечественные законодательные акты не имеют специальных норм, которые бы создавали правовое поле для развития указанной инновационной сферы. Сейчас в Государственной Думе РФ рассматривается Законопроект № 909155-6 «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"», направленный на использование телемедицинских технологий удаленным способом при проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Предмет данного проекта указывает, что он нацелен только на решение узкой проблемы, причем не связанной с оказанием именно медицинской помощи пациентам. Как представляется, при разработке федерального правового акта следует обратиться к Модельному закону о телемедицинских услугах, принятому на 35-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 35-7 от 28 октября 2010 г.). В Модельном законе закреплены общие понятия (в том числе и телемедицины), права и обязанности всех участников процесса оказания телемедицинских услуг: поставщиков; потребителей; провайдеров; телекоммуникационных операторов. Предусматриваются требования к системе технического обслуживания, исключающие несанкционированный доступ к сведениям, составляющим врачебную тайну. При соответствующей доработке с учетом особенностей российской правовой системы, указанный Модельный закон мог бы стать неким катализатором для принятия отечественного Федерального закона «О телемедицине».
Комментарии посетителей