Оценка нейропсихологического статуса и общего уровня интеллектуальных способностей у подростков с ВПС в отдаленном послеоперационном периоде

Назад к программе

Киселева М. Г., Кульгейко Е. А.

ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России;

Целью данного исследования является оценка состояния нейропсихологического статуса и общего уровня интеллектуальных способностей у подростков с ВПС в отдаленном послеоперационном периоде. Материалы и методы. В исследование включено 15 детей c ВПС в возрасте от 12 до 17 лет, проходивших медико-психологическую реабилитацию в Реабилитационном центре для детей с пороками сердца НМИЦ ССХ им. Бакулева в 2019 году. Использованные методики: «Таблицы Шульте», «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик), исследование динамического праксиса – графическая проба «забор», рисование по инструкции трехмерных изображений стола и куба (А.Р. Лурия). Результаты исследования. Большинство обследованных подростков с ВПС имеют сниженный объем непосредственной памяти (среднее значение 7 слов, при норме 10), с сохранением следов памяти после гетерогенной интерференции (7 слов), флуктуацию работоспособности в процессах внимания и нейродинамики (43, 38, 47 сек. по Шульте), среднее значение в процессах внимания в пределах нормы 42 (норма 45). Параметры пространственного мышления снижены, что выражается в невозможности самостоятельного корректного рисования фигуры при копирования, увеличение латентного периода рисования, негрубые пространственные нарушения проекционные ошибки, корригируемые при обучении ( среднее значение 1,5 б., при норме 0 б.). Общие интеллектуальные способности у подростков данной группы ниже возрастной нормы (среднее значение КОТ 12 б. , средний уровень для подростков 14-26 б., Щербакова Е.В.). Нами проводятся коррекционные мероприятия, направленные на повышение нейродинамических показателей психической деятельности, включающие в себя игровые дыхательные упражнения («Цветок», «Волна», «Марионетка». «Дутибол» Титова Ю.О, Курдюкова, Сунцова 2010); комплекс упражнений для развития общей умственной работоспособности, пространственных представлений («Черный ящик», «Логические задачи», «Отгадай пиктограмму», «Сыщики», «Соединительное звено», Карта сокровищ» (Глозман Ж.М., Курдюкова С.В, Сунцова А.В.); комплекс игр и упражнений по развитию памяти («Живые картинки», «Вижу, слышу, чувствую», «Космические почтальоны», «Шпион» (Курдюкова С.В, Сунцова А.В.). Выводы. Подростки с ВПС в отдаленном послеоперационном периоде имеют сниженную работоспособность за счет флуктуации мыслительной деятельности, низкий объем непосредственной памяти, снижение параметров пространственного мышления и общего интеллектуального развития. Такие результаты делают необходимым продолжить исследование с использованием нейропсихологического метода, осуществлять своевременную оценку психического статуса подростков данной группы, разрабатывать соответствующие психореабилитационные мероприятия, оценивать их эффективность.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.