Киселева М. Г., Кульгейко Е. А.
ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России;
Целью данного исследования является оценка состояния нейропсихологического статуса и общего уровня интеллектуальных способностей у подростков с ВПС в отдаленном послеоперационном периоде. Материалы и методы. В исследование включено 15 детей c ВПС в возрасте от 12 до 17 лет, проходивших медико-психологическую реабилитацию в Реабилитационном центре для детей с пороками сердца НМИЦ ССХ им. Бакулева в 2019 году. Использованные методики: «Таблицы Шульте», «Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, Методика КОТ (Краткий ориентировочный, отборочный тест В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик), исследование динамического праксиса – графическая проба «забор», рисование по инструкции трехмерных изображений стола и куба (А.Р. Лурия). Результаты исследования. Большинство обследованных подростков с ВПС имеют сниженный объем непосредственной памяти (среднее значение 7 слов, при норме 10), с сохранением следов памяти после гетерогенной интерференции (7 слов), флуктуацию работоспособности в процессах внимания и нейродинамики (43, 38, 47 сек. по Шульте), среднее значение в процессах внимания в пределах нормы 42 (норма 45). Параметры пространственного мышления снижены, что выражается в невозможности самостоятельного корректного рисования фигуры при копирования, увеличение латентного периода рисования, негрубые пространственные нарушения проекционные ошибки, корригируемые при обучении ( среднее значение 1,5 б., при норме 0 б.). Общие интеллектуальные способности у подростков данной группы ниже возрастной нормы (среднее значение КОТ 12 б. , средний уровень для подростков 14-26 б., Щербакова Е.В.). Нами проводятся коррекционные мероприятия, направленные на повышение нейродинамических показателей психической деятельности, включающие в себя игровые дыхательные упражнения («Цветок», «Волна», «Марионетка». «Дутибол» Титова Ю.О, Курдюкова, Сунцова 2010); комплекс упражнений для развития общей умственной работоспособности, пространственных представлений («Черный ящик», «Логические задачи», «Отгадай пиктограмму», «Сыщики», «Соединительное звено», Карта сокровищ» (Глозман Ж.М., Курдюкова С.В, Сунцова А.В.); комплекс игр и упражнений по развитию памяти («Живые картинки», «Вижу, слышу, чувствую», «Космические почтальоны», «Шпион» (Курдюкова С.В, Сунцова А.В.). Выводы. Подростки с ВПС в отдаленном послеоперационном периоде имеют сниженную работоспособность за счет флуктуации мыслительной деятельности, низкий объем непосредственной памяти, снижение параметров пространственного мышления и общего интеллектуального развития. Такие результаты делают необходимым продолжить исследование с использованием нейропсихологического метода, осуществлять своевременную оценку психического статуса подростков данной группы, разрабатывать соответствующие психореабилитационные мероприятия, оценивать их эффективность.
Комментарии посетителей