Клинические и ангиографические проявления неоатеросклероза у пациентов после чрескожных коронарных вмешательств повторными катетеризациями в длительный период

Назад к программе

Комков А. А.1, Мазаев В. П.1, Базаева Е. В.1, Рязанова С. В.1, Самочатов Д. Н.2

1ФГБУ НМИЦ ПМ Минздрава РФ; 2ГКБ №67 им.Л.А.Ворохобова;

Цель. Определить признаки неоатеросклероза при сравнении базовых и отдаленных клинических и ангиографических признаков у пациентов после чрескожных коронарных вмешательств (ЧКВ) с имплантацией стента.

Методы. Исследование включало 155 пациентов с выполненным по показаниям ЧКВ и стентированием с последовавшим клиническим ухудшением в сроки от 30 дней до 5 лет и госпитализацией с выполнением повторной коронарографии (КАГ) и/или ЧКВ (follow-up КАГ/ЧКВ). После чего с пациентами был выполнен телефонный контакт, в среднем через 5 лет после последней процедуры, где выяснялись основные нежелательные события: инфаркт миокарда, инсульт, смерть, повторная реваскуляризация. Больные подразделены на 4 группы: 1я – ранний период и отсутствие рестеноза, 2я – ранний период и наличие рестеноза, 3я и 4я – в поздний период (>9 месяцев) с отсутствием и наличием рестеноза соответственно.

Результаты. Средний возраст больных был 60,7±8,7 лет, большинство лиц мужского пола (72%). Медиана времени до follow-up КАГ/ЧКВ была 195 [78;523] дней. Среднее время до телефонного контакта было 2074±536 дней. По исходным ангиографическим данным группы были сопоставимы: большинство пациентов имели стабильную ишемическую болезнь сердца (79%), гипертония и дислипидемия превалировали по сравнению с другими факторами риска (88% и 85% соответственно). Острый коронарный синдром проявлялся преимущественно в группе 4 – группе вероятного неоатеросклероза (13%, 14%, 3%, 28% для 1,2,3 и 4 групп соответственно, p=0.036). Также в данной группе чаще наблюдался тромбоз в стенте (9,4% всех случаев вероятного неоатеросклероза), но данный факт не имел статистической достоверности при сравнении с другими группами (p=0.245). Более быстрое прогрессирование нативного атеросклероза (не в стенте) оказалось в группе поздних осложнений без и с рестенозом (38% и 56% соответственно для групп 3 и 4) по сравнению с группами ранних осложнений (6% и 11% соответственно) (p=0.001). На этапе телефонного контакта не было выявлено достоверной разницы по нежелательным событиям во всех 4х группах (19% - Группа 1, 11% - Группа 2, 15% - Группа 3, 19% - Группа 4 для комбинированной конечной точки – реваскуляризация, инфаркт миокарда, инсульт, смерть, p=0.435).

Выводы. Выявленные в отсроченном периоде пациенты с клинически значимым рестенозом внутри стента отличались от тех, кто имел «ранний» рестеноз в стенте или вообще не имели рестеноза. В отдаленном периоде пациенты со значительным рестенозом в стенте, вероятно, имели неоатеросклероз в стента с более тяжелыми ангиографическими и клиническими состояниями, такими как тромбоз у стента и острый коронарный синдром.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.