Психологические особенности младших школьников, перенесших операцию Фонтена в раннем возрасте.

Назад к программе

Киселева М. Г., Мустафина Л. И.

ФГБУ «НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева» Минздрава России;

Цель исследования - определение когнитивных и эмоциональных особенностей детей младшего школьного возраста, перенесших операцию Фонтена в раннем возрасте. Материал и методы. В исследование включено 45 детей c ВПС в возрасте от 7 до 10 лет, перенесших операцию Фонтена в раннем возрасте, проходивших медико-психологическую реабилитацию в Реабилитационном центре для детей с пороками сердца НМИЦ ССХ им. Бакулева в 2017-2018 годах. Оценка особенностей когнитивного развития осуществлялась с использованием следующих методик: Таблицы Шульте, Прогрессивные матрицы Равена; Тест на непосредственную память 10 слов; Кубики Коса. Изучение эмоционального статуса детей происходило через определение уровня тревожности (Тест личностной тревожности А.М. Прихожан); уровня эмоционального комфорта, уверенности в себе (по шкале самооценки Дембо-Рубинштейна). Результаты. По результатам исследования 82,2 % детей младшего школьного возраста, перенесших операцию Фонтена в раннем возрасте имели низкий объем непосредственной памяти. Средний показатель составил 7,7 слов после 4-х предъявлений. 93,3% детей имели низкую работоспособность. Средний показатель составил 98±24 сек. по методике Таблицы Шульте. Средний показатель развития наглядно-образного мышления по Прогрессивным матрицам Равена составил 26±4 балла. Средний показатель развития пространственного мышления по методике Кубики Коса составил 7±3 балла. Низкий уровень когнитивного функционирования детей младшего школьного возраста, перенесших операцию Фонтена в раннем возрасте связан с повышенной утомляемостью, которая проявляется в том, что ребенок быстро устает, отвлекается, импульсивно дает ответы, имеет трудности концентрации внимания, трудности переключения внимания, замедленный темп психической деятельности. Для детей младшего школьного возраста, перенесших операцию Фонтена в раннем возрасте характерна повышенная и высокая школьная тревожность (7±1,5б.), самооценочная тревожность (8±1,3б.), магическая тревожность (6±2 б.), межличностная тревожность (7±2,2 б.). Они оценивали свое эмоциональное благополучие, уверенность в себе достоверно ниже, чем дети из здоровой выборки. После психореабилитационных мероприятий с детьми методами арт-терапии, групповой терапии их эмоциональный статус улучшался. Выводы. Дети младшего школьного возраста, перенесшие операцию Фонтена в раннем возрасте имеют низкую работоспособность за счет высокой утомляемости, низкий объем непосредственной памяти, что делает необходимым создание для них особых условий школьного обучения, избегания работы под давлением времени. Эмоциональный статус таких детей характеризуется повышенной тревожностью. Полученные данные подтверждают необходимость включения психологической реабилитации в общий лечебно-реабилитационный процесс.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.