Планирование миниинвазивного коронарного шунтирования по даным магнитно-резонансной томографии грудной клетки и магнитно-резонансной ангиографии аорты, левой внутригрудной и коронарных артерий

Назад к программе

Скурихин И. М., Вечерский Ю. Ю., Затолокин В. В., Шелковникова Т. А., Петлин К. А., Шипулин В. М.

ФГБУ НИИ кардиологии СО РАМН;

Возможности планирования миниинвазивного коронарного шунтирования (мини КШ) на основе МРТ данных с оценкой топографо-анатомических особенностей - каркаса грудной клетки, переднего средостения, лВГА и ПНА - «зоны хирургического интереса» является актуальной задачей.

Цель: Провести дооперационное исследование для оценки возможности проведения вмешательства на системе левой коронарной артерии и выбора доступа у пациентов идущих на оперативное вмешательство согласно индивидуальным топографо-анатомическим особенностям пациента.

Методы: В группу исследования включены пациенты мужчины в количестве 15 человек – кандидатов на мини КШ. Первоначально всем пациентам выполнялась магнитно-резонансная томография грудной клетки в аксиальных и фронтальных плоскостях с синхронизацией по дыханию и ЭКГ, а также получение срезов сердца по длинной и по короткой оси левого желудочка. Толщина срезов составляла 4-7 мм. Затем проводилась МР-ангиография аорты и сосудов грудной клетки, в том числе коронарных, в режиме SSFP (Single Side Free Precession), при параметрах TR=5,2 мс, TE=2,6 мс. Вслед за этим повторно выполнялась МР-ангиограмма в том же режиме, с прохождением томосрезов в плоскости корня аорты - левосторонней внутренней грудной артерии. По данным МР-ангиограмм строилась трехмерная картина расположения артерий грудной клетки друг относительно друга, в частности — внутренних грудных и коронарных артерий. Затем путем одновременного анализа изображений панангиографии артериальных сосудов грудной клетки и МР-томограмм грудной клетки оценивалось расстояние между левосторонней внутренней грудной артерией (лВГА) и передней нисходящей коронарной артерией (ПНА) – межартериальное расстояние, а также возможности наиболее оптимального трансторакального доступа с учетом расположения хрящевых и костных отделов 3-7 ребер и соответствующих межреберных промежутков, уровня поражения ПНА. По визуальным данным проведенного исследования планировался оптимальный хирургический доступ.

Результаты: Хирургический доступ осуществлялся через 3-е (30%), 4-ое (50%) или 5-ое межреберье (20%) в зависимости от полученных данных. Расположение разреза в межреберье также варьировало с учетом индивидуальных особенностей. Длина рассечения тканей составляла 6-8см. При этом можно отметить что наиболее оптимальное межартериальное расстояние составило 20мм. При увеличении данного расстояния (до 50мм) возникали технические сложности выполнения наложения анастомоза. У 4 пациентов подготовка ВГА в качестве шунта проводилась с эндоскопической поддержкой основываясь на данных реконструкции. Расширение доступа не понадобилось ни в одном случае.

Выводы: Дооперационное МРТ и МРА моделирование позволяетобосновать показания к мини КШ, выбрать наиболее оптимальный доступ для адекватного наложения маммарокоронарного анастомоза и спланировать тактику проведения оперативного вмешательства в целом с учетом индивидуальных особенностей грудной клетки, переднего средостения и локализации поражения ПНА.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.