Управление психологическим состоянием как основа профилактики рабочего стресса у сестринского персонала

Назад к программе

Спивак И. М., Бирюкова Е. Г., Артамонова И. Л.

ФГБНУ Научный центр здоровья детей;

Дефициты психофизиологических ресурсов, коммуникативных умений, рабочего времени являются факторами профессионального стресса у медицинских сестер (Спивак, Бирюкова, 2014), негативно влияющими на их психоэмоциональное состояние, общение, качество труда. Становится актуальным обучение сестринского персонала навыкам управления своим психологическим состоянием.

Цель исследования:
определение эффективности обучения сестринского персонала навыкам психической саморегуляции. Контингент испытуемых: медицинские сестры, обучавшиеся в рамках курса усовершенствования сестринского персонала на базе ФГБНУ «Научный центр здоровья детей». Всего 17 человек. Обучение проводилось в форме социально-психологического тренинга. Продолжительность тренинга – 11 акад. часов.

Методы:
анкетирование, контент-анализ, шкалирование, самоотчеты обучающихся, семантический анализ текстов. Результаты:
В ходе анкетирования сестринского персонала и контент-анализа их ответов выявлено, что 69% медицинских сестер приобрели знания по профилактике стресса и профессионального выгорания, 56% – по психологии эмоций и регуляции эмоционального напряжения, 25% – по способам комплексного (видео-, аудио-, арома-) воздействия на психоэмоциональное состояние. 69% медсестер усвоили навыки управления своими психологическими состояниями, 44% – техники дыхания, 31% – техники мышечной релаксации. 50% сестринского персонала сформировали одновременно два-три умения оптимизировать свое эмоциональное состояние. Семантический анализ текстов самоотчетов медсестер показывает следующую частотную встречаемость ассоциаций, связанных с обучением в форме тренинга: «интересно» указывается в 50%, «полезно» – в 44%, «доступно» – в 38%, «комфортно» – в 19% случаев. В 88% текстов отмечается одна из ассоциаций, в 56% ответов сочетаются две-три различных ассоциации. У сестринского персонала выявлены высокий показатель по шкале удовлетворенности содержанием обучения (средний балл 4,9 при максимально возможном среднем балле 5,0) и высший показатель по шкале эмоционального комфорта (максимальный средний балл 5,0).

Выводы:
1. Существуют различия в степени обобщения и форме описания медицинскими сестрами единых знаний и умений, связанных с регуляцией эмоциональных состояний, что наглядно отражает индивидуальность запросов обучающихся.
2. Позитивное и конструктивное восприятие сестринским персоналом содержания и процесса обучения в форме социально-психологического тренинга способствует формированию у него внутренней мотивации на совершенствование своего эмоционального поведения, усвоению знаний и умений по управлению своим психологическим состоянием как основы для профилактики рабочего стресса.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.