Роль интраоперационного триплексного сканирования в успехе первичных реконструкций по поводу острого тромбоза артерий нижних конечностей

Назад к программе

Родин Ю. В., Коновалова Е. А., Бежуашвили И. Г., Коновалова Д. А.

ГУ ИНВХ им. В.К.Гусака НАМН Украины;

Цель:
определить значение интраоперационного ультразвукового (УЗ) контроля для результата первичных реконструктивных операций, выполняемых при остром тромбозе артерий нижних конечностей.

Методы:
проанализированы исходы первичных реконструкций 2-х групп больных с острым тромбозом артерий нижних конечностей ниже паховой складки. Длительность тромбоза в обеих группах – от 5-ти суток до 3-х часов, степень острой ишемии – от IIА до IIIА. В анамнезе у всех пациентов отмечалась «перемежающаяся хромота».1-ая группа (n=48) – случаи первичных реконструкций без интраоперационного УЗ контроля. 2-ая группа (n=36) – случаи первичных реконструкций при наличии интраоперационного триплексного сканирования (ТС). Использовался УЗ аппарат фирмы Toshiba (Япония) «Aplio 500». Дооперационное ТС проводилось всем пациентам в обеих группах. По его результатам в 100% наблюдений отсутствовало значимое поражение аорто-подвздошного сегмента; в 26.2% (n=22) – имелось стенотическое поражение общей бедренной артерии, из них в 10 случаях – гемодинамически значимое; в 48.8 % (n=41) – поражение (стенозы, окклюзии) глубокой артерии бедра, в 53.6% (n=45) – тромбоз поверхностной бедренной артерии (ПБА) на разных уровнях на фоне стенозов или сегментарных окклюзий. Из указанных 45 случаев у 18 пациентов тромбоз ПБА сочетался с тромбозом подколенной артерии (ПоА). В 15.5% (n=13) – диагностирован тромбоз на всём протяжении ПоА; в 11.9% (n=10) – тромбоз проксимальной и средней порций ПоА; в 5.9% (n=5) – изолированный тромбоз дистальной порции ПоА; в 13.1% (n=11) – тромбоз дистальной порции ПоА и тибиоперонеального ствола. В 100% случаев берцовые артерии были стенотически поражены, из них в 65.5% – в сочетании с тромбозом различного уровня и протяжённости. В 59.5% имели место окклюзии берцового сегмента различной протяжённости.

Результаты:
у всех пациентов в обеих группах в дополнение к тромбэктомии (ТЭ) произведены аутовенозные шунтирования: бедренно-подколенное (проксимальное - n=12–14.3%, дистальное - n=42–50.0%), бедренно-тибиоперонеальное - n = 11–13.1%, бедренно-берцовое - n=12–14.3%, подколенно-берцовое - n=7–8.3%. В 14 наблюдениях (16.7%) шунтирующие операции были дополнены пластикой заплатой артерий. Во 2-ой группе в ходе операции производилось ТС для контроля работы шунта и наличия адекватных путей оттока из него. Обращалось внимание на полноценность выполненной из берцового сегмента ТЭ, на отсутствие перемещения тромбов из проксимальных отделов в более дистальные. Из-за попыток достижения максимально возможного «освобождения» путей оттока от тромбов длительность операции во 2-ой группе была больше (4.0±0.5 часа), чем в 1-ой группе (3.5±0.5 часа). Однако, результаты оказались лучше во 2-ой группе. Положительные исходы оперативного лечения в 1-ой группе – 77.1 % (n = 37 из 48), во 2-ой группе – 88.9% (n = 32 из 36).

Выводы:
интраоперационное ТС позволяет увеличить число положительных результатов первичных реконструкций при остром тромбозе артерий нижних конечностей на 11.8%.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.