Лучевой артериальный доступ – приоритетная альтернатива бедренному доступу при выполнении чрескожной коронарной ангиопластики у больных острым коронарным синдромом

Назад к программе

Голощапов-Аксенов Р. С., Чернигина Т. П., Ситанов А. С.

1МАУ "ЦГКБ г. Реутов"; 2МУЗ "Красногорская ГБ №1"; 3МУЗ "Люберецкая ГБ №2";

Частота развития осложнений после рентгенэндоваскулярных операций (РЭО) у больных с острым коронарным синдромом (ОКС) варьирует по данным разных авторов от 1,6 до 9%. Среди них первое место занимают осложнения в области хирургического доступа – кровотечение, артериовенозное соустье, ложная аневризма, пульсирующая гематома, тромбоз, диссекция или спазм артерии. Выполнение чрескожных коронарных вмешательств (ЧКВ) у больных ОКС через лучевой артериальный доступ позволяет уменьшить количество местных осложнений.

Цель исследования:
оценить приоритетность выполнения лучевого артериального доступа для проведения ЧКВ у больных ОКС.

Материал и методы:
с 2003 по июль 2014 года ЧКВ выполнили 1823 больным ОКС. Возраст больных варьировал от 27 до 98 лет (68±7,2 лет). Всем больным ЧКВ выполнили в первые сутки госпитализации. Бедренный артериальный доступ использовали у 1068 пациентов, лучевой – у 755. После системной тромболитической терапии (ТЛТ) 208 больным ЧКВ выполнили лучевым доступом и 11 - бедренным. Для выполнения коронарографии (КАГ) и ЧКВ использовали инструменты диаметром 6 френч. У 90% пациентов, у которых использовали лучевой доступ, перед РЭО проводили пробу Алена. Операцию заканчивали наложением давящей повязки на место пункции артерии и назначением строго постельного режима в течение 24 часов. Результаты использования различных хирургических доступов оценивали по частоте успеха выполнения ЧКВ, количеству и качеству местных осложнений и качеству жизни пациентов. Результаты:
частота успеха ЧКВ не зависела от выбранного хирургического доступа. Наличие катетеров различной модификации позволяет в 100% успешно выполнить и КАГ и ЧКВ у больных с ОКС. По данным субъективного обследования больные более комфортно себя чувствовали после ЧКВ, выполненного лучевым артериальным доступом. Побочный эффект после РЭО, выполненных через лучевой доступ, в виде выраженного спазма артерии доступа и затруднения извлечения интродьюсера развился у 12 пациентов (1,6%), купировали внутривенным введением сибазона. Осложнений после выполнения лучевого доступа не было. В раннем послеоперационном периоде после ЧКВ, выполненной бедренным доступом, осложнения развились у 16 больных (1,5%) - внутреннее кровотечение с образованием гематомы забрюшинного пространства диагностировано у 2 больных и пульсирующая гематома в месте пункции артерии – у 14 больных (из них, у 5 после проведенной ТЛТ, предшествующей ЧКВ). Устранение гематомы и ушивание пункционного отверстия успешно выполнили больным с забрюшинной гематомой и 4 пациентам с пульсирующей гематомой бедра. В остальных случаях пульсирующую гематому успешно вылечили наложением давящей повязки.

Выводы:
Лучевой артериальный доступ при выполнении ЧКВ не уступает бедренному доступу в частоте успеха выполнения РЭО, снижает частоту местных осложнений, улучшает качество жизни больных в послеоперационном периоде и является приоритетным при выполнении РЭО на коронарных артериях у больных ОКС.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.