Оценка качества медицинской помощи на основе мнения пациентов

Назад к программе

Шварц В. А., Бокерия О. Л., Мищенко А. Б., Сосян А. С., Вардазарян Л. В.

ФГБНУ НЦССХ им. А.Н. Бакулева;

В настоящее время к качеству помощи, оказываемому в медицинских учреждениях, уделяется пристальное внимание. Наряду с формальными требованиями по выполнению определенных обязательных диагностических, лечебных мероприятий, не менее важным является мнение самих пациентов о медицинском обслуживании. Причем зачастую, определяющую роль играют мероприятия, за выполнение которых ответственны не врачи. Особое значение комплексности положительного мнения пациента о работе медучреждения в целом должно учитываться организаторами здравоохранения при планировании работы подведомственного им учреждения/отделения.

Цель: изучить мнение пациентов о качестве медицинской помощи, которое им оказывается в отделении хирургического лечения интерактивной патологии (ОХЛИП).

Материал и методы. Всем пациентам перед выпиской было предложено заполнить специальный опросник. Заполнение было добровольным и анонимным. Заполненные опросники пациенты кидали в специальную накопительную урну. Опросник содержал 23 вопроса, касающиеся оказания качества медицинской помощи пациенту, как со стороны врачей, так и со стороны среднего и младшего персонала. В нем так же учитывалась общая информация о пациенте: пол, возраст, образование и т.п. Большинство вопросов, для удобства и большей объективности при расчетах, имело бальный характер, выражающийся в шкале от 1 до 5, некоторые от 0 до 10.

Результаты. Проанализированы 105 опросников, которые были заполнены пациентами за период декабрь 2014 – январь 2015 (2 месяца). Средний возраст больных составил 56 (44; 64) лет. Из них 47% - мужчины, 53% - женщины. Медицинское обслуживание, предоставляемое медсестрами, 98% пациентов оценили в целом положительно – на 5 баллов работу младшего медицинского персонала оценили 70% пациентов, на 4 балла – 28%. Похожие данные получены о работе врачей – на 5 баллов работу врачей оценили 86% пациентов, на 4 балла – 9,5% пациентов. Несколько хуже пациенты высказывались о работе младшего медицинского персонала – всего около 88% пациентов оценили их работу положительно. Детальный анализ показал некоторые корреляционные зависимости между вопросами. Так вопрос, касающийся помощи пациенту при сопровождении его в туалет или использовании подкладного судна сильно коррелировал с общей оценкой работы санитарок (r = 0,74), оценкой отделения в целом (r = 0,62) и вопросом «рекомендовали бы Вы данное отделение своим знакомым?» (r = 0,6). Осведомленность пациента о проводимом ему вмешательстве также улучшало его отношение к работе отделения (r = 0,41). Какой либо связи между возрастом пациента, полом, его социальным статусом, образованием и отношением к работе отделения выявлено не было.

Выводы. В целом более 95% пациентов оценивают качество медицинской помощи, оказываемое в ОХЛИП положительно. В специфике хирургического отделения важным моментом в отношении качества является работа санитарок с пациентами, особенно в раннем послеоперационном периоде, когда больные находятся в состоянии ограниченной подвижности.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.