Примирительные процедуры при урегулировании споров между врачами и пациентами

Назад к программе

Тыртышный . А., Помазкова С. И.

юридический факультет, Российский Новый Университет;

Оптимальный выбор способа досудебного/внесудебного урегулирования споров особенно актуален в сфере оказания медицинской помощи. Особенно остро общество реагирует на случаи совершения врачами, так называемых врачебных ошибок, некачественного получения медицинской помощи и оказания медицинских услуг. Сложность внедрения примирительных процедур для урегулирования споров в сфере здравоохранения определяется следующими обстоятельствами: - медицинская деятельность сама по себе сложна как правовая категория, так как включает в себя разнообразную профессиональную деятельность по оказанию медицинской помощи; - развитию примирительных процедур препятствуют трудности в приведении сторон конфликта к миру, носящие психологический, экономический и правовой характер; - не определённость предмета регулирования здравоохранительного права и отсутствие механизма внедрения примирительных процедур в сфере здравоохранения. В тоже время не достаточно используется имеющийся зарубежный опыт применения примирительных процедур урегулирования споров в сфере здравоохранения. Во Франции судья, рассматривающий дело, вправе с согласия сторон назначить третье лицо, которое должно выяснить точки зрения сторон, сопоставить их позиции и содействовать им в решении конфликта. Во Франции существуют также отдельные омбудсмены по делам здравоохранения. Широко используются независимые агентства/комиссии, являющиеся обычно внешними для государственных органов (Дания, Франция). Таким образом, можно сделать следующие выводы по проблемам примирительных процедур. 1. Участники конфликта наряду с обращением в судебные инстанции должны иметь возможность выбора различных способов его урегулирования, которые требуют законодательного закрепления: 1) четкой правовой регламентации самой процедуры медиации, обеспечивающей условия ее осуществления; 2) экономическую доступность медиации для большинства граждан; 3) формирование доверия между врачом и пациентом, воспитание свободной личности, способной на самостоятельные действия, признающей и уважающей права другой стороны конфликта и готовой нести ответственность за свой выбор. 2. Успешное развитие процедур медиации должно быть сопряжено с созданием центров независимой медицинской экспертизы и урегулирования споров. 3. Комплексный характер здравоохранительного права может препятствовать применению примирительных процедур (медиации) в сфере оказания медицинской помощи, так как если отношения между медицинской организацией, врачом и пациентом лежат с области административного или уголовного права, то мировое соглашение невозможно как противоречащее российскому законодательству. 4. Следовательно, чтобы не возникало противоречий в части применения медиативных процедур в медицинской деятельности, необходимо в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» совершенно определенно указать, в каких случаях допустима и в каком порядке будет применяться медиация в здравоохранении.

Комментарии посетителей

нет комментариев
Комментарии могут отправлять участники данного мероприятия или члены Ассоциации.